В Петербурге, в столь высокой концентрации архитектурного волшебства, редко обращаешь внимание на что-то построенное меньше жалкой сотни лет назад, а пункт «знакомство с архитектурой авангарда» очень незаслуженно болтается где-то в глубине второй половины списка причин для посещения северной столицы. Так сложилось, за конструктивизмом — в Москву, в Екатеринбург, в Новосибирск, наконец, а, между тем, именно Петербург — второй город России по количеству авангардистских зданий.
Собрали для вас компактный список шедевров архитектуры авангарда, которые стоит включить в свой следующий маршрут по городу.
1. ВОДОНАПОРНАЯ БАШНЯ ЗАВОДА «КРАСНЫЙ ГВОЗДИЛЬЩИК»
архитектор Я.Г.Чернихов.
1930-1931
25 линия Васильевского острова, д.4.
Один из самых ярких примеров ленинградского авангарда и единственный реализованный проект советского архитектора и теоретика конструктивизма Якова Чернихова.
Во время своего визита в Петербург, Заха Хадид, которая являлась поклонницей творчества Якова Георгиевича, просила отвезти её именно к этому сооружению.
Шедевром «папы конструктивизма» придётся любоваться со стороны — внутрь без угрозы для жизни не попасть, так как памятник архитектуры который год находится в аварийном состоянии. В непосредственной близости от него идёт строительство жилого комплекса, владельцы которого обещают взять на себя и реставрацию башни. Надеемся и верим, что, когда славный момент реставрации настанет, здание ещё будет подлежать восстановлению.
2. ДВОРЕЦ КУЛЬТУРЫ РАБОТНИКОВ СВЯЗИ
архитекторы: П.М.Гринберг, Г.С.Райц.
скульпторы: С.В.Аверкиев, В.П.Николаев, Г.А.Шульц.
1932-1939
Большая Морская ул., д.58.
Судьба этого памятника авангарда связана со множеством превращений: из построенной в 1862 году Немецкой реформатской кирхи — в общежитие, а затем, после полной перестройки здания в 30-е годы в стиле позднего конструктивизма, — в Дом культуры, ещё несколько позже — в Дворец культуры работников связи.
В 80-х годах 20 века в зале ДК играли свои концерты Аквариум, Кино, Зоопарк и другие звезды ленинградского рок-клуба.
Лучший вид на памятник конструктивизма со спорной историей открывается с воды, но в настоящий момент (из-за аварийного состояния) большая часть здания прикрыта унылыми фасадными сетками. Внутри —региональный учебный центр Почты России.
3. СИЛОВАЯ ПОДСТАНЦИЯ ФАБРИКИ «КРАСНОЕ ЗНАМЯ»
архитекторы: Э.Мендельсон, И.А.Претро, С.И.Овсянников
1925-1926
Пионерская ул., д.57А.
Единственное здание в нашей стране, к строительству которого причастен известный немецкий архитектор Эрих Мендельсон. Об архитектурной значимости сооружения для советского периода говорит и тот факт, что светлый образ силовой подстанции был изображен на обложке путеводителя по Ленинграду 1933 года.
В 2009 и 2010 годах помещения неработающей фабрики пытались приспособить под выставочные пространства, в стенах подстанции проводились фестивали современного искусства и перформансы, сейчас же здание находится в аварийном состоянии, а проход на его территорию закрыт. Окончательное решение о реставрации шедевра авангарда пока не принято, и силовая подстанция продолжает разрушаться.
4. БАНИ «ГИГАНТ» (УШАКОВСКИЕ БАНИ)
архитекторы: А.С.Никольский, А.В.Крестин, В.М.Гальперин.
1928-1930
ул. Зои Космодемьянской, д.7.
Некогда самые большие бани в Ленинграде располагаются в самом конструктивистском районе Петербурга – недалеко от станции метро Нарвская. Вдохновившись архитектонами Малевича, Никольский вместе со своими учениками создал редкий пример супрематистского конструктивизма, «машину чистоты», пропускающую до 4000 человек в день.
Из-за постоянных перестроек и отвратительного отношения к памятнику авангарда, от былого величия здания мало что осталось. Если осмотра снаружи не будет достаточно, и вы решитесь зайти внутрь, будьте осторожны и готовы ко встречам — помещения бань пользуются большим успехом у местных бездомных.
5. ЖИЛОЙ КВАРТАЛ РАБОЧИХ ПУТИЛОВСКОГО ЗАВОДА
архитекторы: А.С.Никольский, А.И.Гегелло, Г.А.Симонов.
1925-1927
Тракторная ул., д.1-10
Осмотр уютных трёх-/четырехэтажных домиков на Тракторной улице с узнаваемыми полуарками и зелеными дворами разумно совместить с посещением вышеупомянутых бань «Гигант». Попасть внутрь домов можно лишь напросившись в гости к жильцам.
6. КРУГЛАЯ БАНЯ «ШАЙБА»
архитекторы: А.С.Никольский, В.М.Гальперин, Н.Ф.Демков.
1927-1930
ул.Карбышева, д.29А
Очередное здание из нашего списка знаковых сооружений архитектуры авангарда, одним из авторов которого является Александр Никольский, находится в весьма нетуристическом районе.
Однако тем, кто любит коллективные банные процедуры не меньше архитектуры, будет приятно узнать, что это редкое сооружение по сей день успешно выполняет первоначальные функции. Баня, к слову, не закрывалась даже в суровые дни блокады Ленинграда.
7. ВЫБОРГСКАЯ ФАБРИКА-КУХНЯ
архитекторы: А.К.Барутчев, И.А.Гильтер, И.А.Меерзон.
1929
Большой Сампсониевский, д.45.
Фабрика-кухня, наряду с домом-коммуной и избой-читальней, является уникальным сооружением, присущим исключительно периоду 20-30-х годов прошлого века.
Одна из самых больших в Ленинграде, фабрика-кухня Выборгского района представляла особый интерес тем, что состояла из двух корпусов – производственного и торгово-обеденного, а проект крыши предусматривал возможность разместиться на открытом воздухе во время обеда. До появления Гренадерской улицы Выборгская фабрика-кухня находилась на территории Сампсониевского сада, что позволяло посетителям отправиться на прогулку сразу после трапезы.
Сейчас парк от здания отделяет поток машин, а внутри располагаются магазины и офисы.
В Петербурге ещё немало объектов, которые будут интересны для влюбленных в архитектуру авангарда, но мы решили сперва остановиться на этих семи, как наиболее вдохновляющих нас самих, — в том числе на создание предметов. Так формы оконных проемов и другие конструктивные элементы водонапорной башни «Красный гвоздильщик», силовой подстанции «Красное знамя», бань «Гигант» и Выборгской фабрики-кухни послужили прообразами для функциональных элементов настенного органайзера «Невидимый авангард», а форма зданий Дворца культуры работников связи и круглой бани «Шайба» — для предметов канцелярского набора «Русский авангард».
скетчи, фотографии и текст — Нася Коптева и Саша Браулов | пожалуйста, обратите внимание, что любое использование материалов без письменного разрешения авторов запрещено.